Здание в собственности а земля муниципальная

Содержание

Предоставление участка из государственных и муниципальных земель, на котором расположены здание, сооружение

Здание в собственности а земля муниципальная
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Предоставление участка из государственных и муниципальных земель, на котором расположены здание, сооружение

Прерогативу на приобретение участка имеют те, кто владеет зданиями.

Собственники недвижимости в виде зданий и сооружений, расположенных на одном участке, для совместного приобретения права долевой собственности на такую землю, должны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта государства, в котором располагается запрашиваемое ими имущество.

Общий перечень документов, а также обязательные условия, содержащиеся в заявлении, установлены на уровне федерального законодательного органа, осуществляющего функции по выработке политики в сфере земельных правоотношений.

Исполнительный орган власти не имеет права требовать от обращающихся к нему лиц других документов, кроме установленных на законодательном уровне.

В течение месяца со дня получения документов от заявителей, они должны быть рассмотрены уполномоченным органом региональной или местной власти. По результатам рассмотрения всех представленных документов, специалист выносит решение о предоставлении участка земли на праве общей долевой собственности или об отказе в предоставлении такого участка.

Далее в течение установленного Земельным кодексом РФ срока в один календарный месяц уполномоченный орган региональной или местной власти осуществляет подготовку договора купли-продажи участка в форме долевой собственности сразу нескольким собственникам. После составления документов, все экземпляры отсылаются на подпись новым владельцам земли, с оформленным в должной форме предложением о заключении договора.

Правила осуществления предоставления участка по праву аренды с множественностью лиц на стороне арендатора

Каждый заинтересованный правообладатель недвижимости, расположенной на участке, имеет право обратиться в уполномоченный государством орган исполнительной власти с целью использования земли на правах аренды.

После получения заявления с просьбой предоставить участок на праве аренды во временное пользование уполномоченный орган должен в течение тридцати календарных дней принять решение, после чего отправить прочим правообладателям зданий и сооружений, расположенных на данной земле, дописанный проект договора о заключении аренды с множественностью лиц со стороны арендатора.

По истечении тридцати календарных дней со дня отправления проекта договора, правообладатели недвижимости должны подписать его и направить обратно в уполномоченный орган. Договор заключается только с теми собственниками недвижимости, которые подписали направленный им проект, согласились с платой за пользование участком и вернули договор уполномоченному органу в установленные сроки.

В течение трех месяцев со дня возвращения подписанных проектов договора в установленной на законодательном уровне форме уполномоченный орган должен обратиться в суд с целью принудить воздержавшихся собственников недвижимости заключить договор об аренде земли, на которой располагаются здания и сооружения.

Стоит помнить, что договор аренды может быть заключен только с условием получения согласия от всех правообладателей зданий и сооружений, расположенных на данном объекте недвижимости.

Размер доли на право пользования участком согласно договору аренды, а также размер платы за такое использование, должен быть установлен соразмерно доле в праве собственности на здание, строение и сооружение, расположенное на данном объекте недвижимости.

Заявление собственников здания, строения и сооружения о предоставлении им участка земли по праву аренды

Обращающийся для получения участка земли на праве аренды имеет право передать свое заявление, оформленное в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также все прилагающиеся к нему документы двумя способами:

  • явившись лично в уполномоченный орган, осуществляющий исполнительную власть. Как правило, в таких учреждениях обязательно есть образец правильного оформления такого документа.
  • послав свой пакет документов через почту, оформив посылку установленным на уровне земельного законодательства образом, с которым можно ознакомиться, посмотрев на образец.
  • отсканировав все документы и направив их получателю через электронную почту.

Порядок составления и отправки такого заявления закреплен в федеральном законодательстве.

В отдельных случаях, установленных в Земельном кодексе России, допускается предоставление участка земли собственнику здания, строения или сооружения, расположенного на данном объекте недвижимости по праву аренды без проведения торгов.

В подобной ситуации заявитель должен самостоятельно определить вид права, на котором ему будет предоставлен участок, а также согласовать с уполномоченным федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, способ пользования подобным объектом недвижимости.

Права собственников зданий и сооружений. Правила приобретения права собственности на участок для владельцев зданий и сооружений

Согласно требованиям, установленным законодательством, исключительное право на приобретение участка земли в собственность или во временное пользование имеют физические или юридические лица, у которых находятся во владении здания, строения или сооружения, расположенные на данном объекте недвижимости.

Когда здание или сооружение, расположенное на участке, невозможно поделить между собственниками без причинения ущерба образуемым участкам земли, владельцы получают право на приобретение участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц, выступающих на стороне арендатора.

Для приобретения права собственности на участок земли все собственники расположенных на нем зданий, сооружений и помещений должны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти регионального или местного уровня. При этом в уполномоченный орган не могут обратиться лица, пользующиеся участком и всеми расположенными на нем объектами на условиях сервитута для выполнения следующих нужд:

  • для прокладки коммунальных или инженерных сетей;
  • для эксплуатации коммунальных или инженерных сетей;
  • для проведения текущего или капитального ремонта сетей.

Для подтверждения подобного сервитута, то есть права пользования чужим участком земли в своих целях, стороны также должны обратиться в уполномоченный орган государственной власти для регистрации заключенного между ними договора.

Процедура заключения соглашения об установлении сервитута. Использование участка до установления сервитута

Для установления сервитута заявитель должен обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти, чтобы предоставить заявление о заключении соглашения об установлении сервитута. В заявлении обязательно должна указываться цель установления сервитута, а также примерный срок, в течение которого он будет действовать.

Все заявления и сопутствующие документы должны быть направлены в уполномоченный орган через почту или Интернет.

В течение тридцати дней со дня получения заявления уполномоченный орган принимает решение:

  • об уведомлении заявителя о возможности заключить подобный сервитут в границах, предложенных в представленных на рассмотрение документах;
  • о направлении заявителю уведомления о возможности установления сервитута в других границах, которые указываются в приложении к письму;
  • о направлении заявителю экземпляров соглашения со всеми необходимыми подписями, если речь идет об установлении сервитута на целый участок.
  • об отказе в установлении сервитута. В подобной ситуации в ответе заявителю обязательно должны содержаться основания для отказа.

После получения согласия на установление сервитута заявитель должен самостоятельно осуществить все необходимые процедуры для постановки участка на кадастровый учет, а также для уведомления Росреестра об обретении объекта недвижимости.

До установления сервитута использовать участок могут только владельцы помещений, зданий и сооружений, расположенных на данном объекте недвижимого имущества, в соответствии с ранее действующим порядком пользования данной недвижимостью.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/predostavlenie-uchastka-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-na-kotorom-raspolozheny-zdanie-sooruzhenie.html

Подробно о том, как как оформить землю в собственность, если дом уже в собственности

Здание в собственности а земля муниципальная

Случаются ситуации, когда под домом, находящемся в собственности земля не оформлена.

Например, если дом возведен на арендованной земле или передан по наследству и был переоформлен в первую очередь.

Рано или поздно собственник объекта приходит к пониманию, что землю нужно оформить в собственность для получения преимуществ и безопасности, но вопрос, как это сделать, остается открытым.

Когда участок можно получить бесплатно и наоборот?

Оформить участок под собственным домом можно, если на строении нет ограничений и арестов, земля имеет установленные нормативами размеры под застройку.

Для бесплатного оформления, соблюдаются следующие условия:

  • оформить право собственности можно, если оно возникло до ноября 2001 года;
  • если дом получен по наследству в любой период, но право наследника возникло до ноября 2001 года;
  • также бесплатно могут оформить участок собственники, которые до ноября 2001 года получили участок на правах бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, подтвержденного документально.

В любом из перечисленных случаев не нужно вносить плату или запрашивать дополнительное разрешение в администрации.

На платной основе участок получат граждане, получившие право на дом после 25 октября 2001 года. Тогда земля перейдет по договору купли-продажи, заключенному с администрацией.

Требуемый пакет документов

Согласно ст. 39.15 ЗК РФ изначально следует получить согласие на предоставление участка от органа, занимающегося в конкретном регионе согласованием данных вопросов.

Для этого собственник дома или несколько подает заявление.

В обращении следует сослаться на пп. 6, п. 2, ст. 39.3 ЗК РФ, дающий преимущественное право владельцам дома, расположенного на запрашиваемом участке.

Далее владелец недвижимости должен подготовить такой пакет документов в оригиналах и копиях:

  • паспорта собственников дома, если среди них есть несовершеннолетние дети до 14 лет, нужно свидетельство о рождении;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на дом, например, выписка из ЕГРН;
  • перечень существующих на участке строений – жилых и хозяйственных, включительно с незарегистрированными;
  • схему расположения земли, кадастровый план. Ст. 11.10 ЗК РФ дает право на самостоятельное составление схемы, при наличии соответствующих знаний;
  • если оформлением занимается представитель, нужна доверенность, заверенная нотариусом.

Процедура оформления права на земельный участок

Весь процесс по оформлению права зависит от определенных факторов:

  • каков статус земли,
  • кто ее собственник,
  • находится ли она в аренде.

Из аренды

Согласно пп. 5, п. 1, ст. 1 ЗК РФ земля и дом на ней неделимы.

При этом собственник возведенного имущества должен вносить плату за землю, если владение ею происходит по арендному договору, или налоговый сбор, если имущество в собственности.

Приобретение недвижимости на арендуемой земле предполагает переход договора к новому владельцу.

Происходит переуступка прав по документу, подписанному с собственником участка, чаще всего в его лице выступает государство.

Важно! В договоре купли-продажи объекта следует указать, что документы на аренду переходят к новому владельцу, чтобы в дальнейшем не возникало споров.

Кроме этого, следует сразу же обратиться в администрацию для переоформления арендного договора. Для этого в орган подается запрос на изменение условий аренды. При этом обращаться нужно к актуальному арендодателю, который мог смениться за истекшее время.

У администрации

Согласно регламенту, п. 7, ст. 39.15 ЗК РФ администрация обязана по истечению месяца дать положительный или отрицательный ответ по согласованию.

Если решение администрации будет положительное, заявитель получит согласие на диске или бумажном носителе. После этого следует заказать межевание участка. Проводить работы может только кадастровый инженер. Необходима процедура для точного установления границ и конфигурации участка.

После работ специалиста заявитель получит межевой план и акт согласования межи с соседями.

Справка! Осуществляются все работы инженером на основании разрешения администрации.

Далее нужно вновь обратиться в администрацию для получения права на переоформление участка, которым владелец дома уже пользуется.

Получив согласие, следует зарегистрировать права в Росреестре. На это уходит согласно нормам 7 рабочих дней, в некоторых случаях 9. По истечению отведенного срока заявитель получит на руки выписку из ЕГРН о новом владельце.

У собственника

Приобретая дом по договору купли-продажи, покупатель получает право и на землю. Перед переоформлением участка на нового владельца продавец должен сообщить ему о наличии/отсутствии обременений и передать кадастровый паспорт.

Внимание! Для максимальной безопасности продавец и покупатель в Росреестре подписывают имущественный договор, который в дальнейшем регистрируется.

В процессе регистрации прав на участок подается соответствующий пакет документов и уплачивается госпошлина.

После проведения регистрационных действий, новый собственник получает на руки доказательство возникших прав, а оба участники сделки заверенные копии имущественного договора.

Если происходит передача участка по договору дарения родственнику, сделка проводится безвозмездно. Для ее проведения необходимо подать в регистрирующие органы правоустанавливающие документы и кадастровый паспорт на землю, а также документы на все строения, возведенные на ней.

После регистрации договора дарения новый владелец получит документы о праве собственности на землю.

По завещанию

Наличие завещания после смерти близкого человека значительно упрощает порядок вступления в наследство. Главное не пропустить 6 месяцев с трагического дня и заявить о своих правах у нотариуса.

По истечению отведенного периода нотариус при отсутствии споров откроет наследственное дело и выдаст свидетельство на наследство.

Выглядит весь процесс следующим образом:

  • нужно собрать необходимые документы;
  • заказать у инженера кадастровые работы, в том числе и оценку земли;
  • получить акт и присоединить его к комплекту документов;
  • оплатить госпошлину и передать документацию нотариусу;
  • после получения заявления нотариус откроет наследственное дело и выдаст свидетельство;
  • обратиться в Росреестр для регистрации прав;
  • получить выписку из ЕГРН.

На основании оценочного акта будет рассчитана госпошлина. В размер оценки включается и стоимость дома, возведенного на земле.

Цена вопроса

Самая затратная часть в данном деле – это кадастровые работы, стоимость которых начинается от 7 000 рублей. Цена обособления установленных границ от соседних участков равна 10 000 – 15 000 рублям. Официальное заключение геодезической организации стоит 2 000 рублей.

Госпошлина при регистрации прав для физических лиц равна 2 000 рублям или 350 рублей, если земля относится с сельскохозяйственным. Если необходимы выписки от Росреестра тогда придется потратить 250 рублей.

При переоформлении наследства по завещанию следует уплатить госпошлину, которая рассчитывается на основании степени родства и стоимости активов. Так для близких родственников она составит 0,3% от оценки имущества, для всех остальных, в том числе и компаний 0,6%.

При выкупе земли у администрации за основу будет браться средняя рыночная стоимость сотки земли в данном регионе.

Возможные сложности

На практике вопрос оформления земли под домом может осложняться такими вопросами:

  1. Нахождение земли в долевой собственности СНТ. Для получения права на регистрацию нужно положительное решение общего собрания собственников.
  2. Дом не достроен. Нет оснований для оформления земли до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Дом сгорел

В таком случае имеется несколько вариантов решения проблемы:

  • возведение нового объекта;
  • получение прав на оформление земли без привязки к жилому объекту;
  • происходит привязка к остаткам дома, если по состоянию оценки специалистами БТИ от него осталось более 70%.

Запрет на оформление участка

Согласно нормам, он существует в следующих случая:

  • объект находится в заповедной зоне или на территории культурного наследия;
  • участок включен в госрезерв или существует запрет на передачу в собственность физическим лицам;
  • существуют прочие ограничения согласно ЗК РФ, ГК РФ.

Важно! Отказ в оформлении участка, на котором имеется собственность заявителя по причине отсутствия правоустанавливающих документов неправомерен.

Заключение

Землю можно переоформить бесплатно, если ее начали использовать до начала действия ЗК РФ. Собственники недвижимости на интересуемом участке имеют право преимущества на их оформление или выкуп.

Для регистрации прав собственности следует подготовить требуемый пакет документов и пройти процедуру согласования, формирования кадастрового плана и межевания земли.

Учитываются случаи получения оснований на оформление земли. После этого уплачивается госпошлина, и передаются документы на регистрацию прав в Росреестр.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/zu-esli-dom-uzhe-v-sobstvennosti

Муниципальная собственность на землю и ее виды

Здание в собственности а земля муниципальная

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Приобретение земельных участков под зданиями

Здание в собственности а земля муниципальная

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по сопровождению процедур предоставления участков под объектами недвижимости в собственность или аренду (из государственной или муниципальной собственности).

В том числе осуществляем:

Аренда участков под зданиями

В соответствии с законом (ст. 39.20 Земельного кодекса) собственник объекта недвижимости, расположенного на участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе получить такой участков в аренду или выкупить в собственность без торгов.

Причём по общему правилу выбор между выкупом участка под зданием из государственной собственности и его арендой принадлежит собственнику недвижимости. Исключение – участки, которые по тем или иным основаниям запрещены к приватизации.

Однако на практике выкуп у государства (муниципалитетов) или аренда участков под недвижимостью связаны с большим количеством споров. В том числе:

Имеется также специфика предоставления участка, на котором расположены объекты недвижимости разных собственников.

Вопрос о площади и границах предоставляемого собственнику недвижимости участка принципиально важен как для эксплуатации зданий по изначальному назначению, так и для инвестиций в покупку недвижимости «под снос» для дальнейшего строительства на участке.

Определение площади участка, необходимой для эксплуатации здания

В настоящее время законом не установлено, как именно определяется площадь участка под зданием, предоставляемого без торгов собственнику недвижимости. Формально данный вопрос должен разрешаться исходя из правил землепользования и застройки, но они практически никогда не содержат нормативов размера земельных участков для нежилых зданий и сооружений.

При этом собственник недвижимости, как правило, заинтересован в получении максимально большой площади. Особенно если в дальнейшем планируется новое строительство на месте существующих объектов или в дополнение к ним.

Вплоть до того, что иногда объекты недвижимости возводятся исключительно для выкупа участка без намерения их реально эксплуатировать.

Тогда как уполномоченные органы часто стремятся сократить предоставляемую площадь до минимума, особенно если речь идёт о дорогостоящей городской земле.

В соответствии со сложившейся судебной практикой, площадь участка для эксплуатации здания определяется как минимально необходимая для использования объекта недвижимости по назначению.

А в отношении объектов, составляющих единый комплекс – для обеспечения производственной или иной деятельности, для которой такой комплекс предназначен. При этом учитываются градостроительные, противопожарные и иные технические нормы.

Например, нормативы по парковочным местам, разгрузочным площадкам и т.д. Для производственных или складских комплексов – нормативы по конкретным видам деятельности.

В связи с чем вопрос о необходимой для эксплуатации здания площади часто разрешается путём экспертизы – либо при рассмотрении спора в суде, либо ещё на этапе обращения в уполномоченный орган.

Во втором случае заключение специалиста прилагается к заявлению о предоставлении участка.

А поскольку и строительные нормы часто бывают взаимно противоречивы и допускают различное толкование – решение вопроса во многом зависит от квалификации эксперта.

В то же время заключение экспертизы не является для суда обязательным. Нередко суды не соглашаются с экспертными заключениями, составленными с явными нарушениями, либо не имеющими чёткого обоснования, внутренне противоречивыми и т.д. Или же в случаях, когда указанная экспертом необходимая площадь явно превышает разумные пределы.

В связи с этим успешное рассмотрение дела в суде зависит в первую очередь от компетентности эксперта, а не только от его «лояльности» собственнику недвижимости.

При этом в любом случае испрашиваемая площадь должна быть адекватна габаритам здания.

Выкуп участка, превышающего площадь недвижимости в десятки и сотни раз – в настоящее время практически не выполнимая задача, во всяком случае в Москве и Московской области.

Правовой центр ДВА М имеет необходимые деловые контакты, с кадастровыми инженерами, экспертами-землеустроителями, иными специалистами, участие которых требуется для обоснования площади земельного участка.

В случае если несколько объектов составляют единый технологический комплекс (независимо от того, зарегистрирован ли комплекс как единый объект в ЕГРН) может быть необходимо доказать фактическое использование по соответствующему назначению на момент обращения за предоставлением участка.

В том числе экспертами или непосредственно судом может исследоваться специфика производственного или иного технологического процесса, которая требует дополнительной площади участка (под открытые склады, технологические дороги и т.д.).

При этом даже если ранее участок был сформирован для строительства объекта – это не является гарантий представления той же площади для его эксплуатации. Более того, если ранее участок предоставлен в аренду для эксплуатации объекта, не исключено, что при его выкупе потребуется повторно обосновывать необходимую площадь.

Исторически сложившиеся границы землепользования (в том числе не оформленные документально) также учитываются, хотя и не являются обязательными при новом предоставлении участка.

В связи с чем в ряде случаев актуальным становится вопрос существования фактических границ занимаемой собственником здания территории (например – забора) длительное время.

Возможность выкупа или аренды собственником недвижимости участка в конкретных границах, необходимые для обоснования площади аргументы, возможные обременения такого участка и т.д.

могут быть предварительно рассмотрены в ходе земельного аудита. В рамках данной услуги Правовой центр готов изучить градостроительную документацию правоустанавливающие документы и т.д.

, и на их основе сделать выводы о перспективах оформления прав на участок.

При планируемой покупке недвижимости под снос – будут рассмотрены также возможные параметры и условия нового строительства на участке.

Выкуп участков под зданиями

Вопросы о законности регистрации объекта недвижимости

Нередко, как только собственник недвижимости обращается за арендой или выкупом участка под зданием, у уполномоченных органов возникают вопросы к законности возведения и регистрации расположенной на нём недвижимости.

С одной стороны, далеко не всегда такие претензии бывают необоснованными. Так до недавнего времени была распространена практика выкупа участков под явно некапитальными или вообще «виртуальными» объектами недвижимости. Такие схемы, активно практиковавшиеся ещё несколько лет назад, сейчас завершаются успехом значительно реже.

В частности, в Московской области это связано с введением обязательного согласования выкупа аренды участков под зданиями участков на уровне с вынесением вопроса на МВК. Аналогичная ситуация с приобретением участков в связи с наличием на них плоскостных сооружений (дороги, площадки и т.д.

), заборов, мелиоративных сооружений и иных «неполноценных» объектов недвижимости. В настоящее время судебная практика встала на однозначную позицию, что подобные объекты, даже если ранее право на них было зарегистрировано в ЕГРН, не являются недвижимостью, а представляют собой лишь улучшения земельного участка.

В связи с чем не предоставляют исключительное право на выкуп или аренду участка без торгов.

Подземные и надземные инженерные сети, хотят и являются недвижимостью, также не дают права на приобретение участка, по которому проходят, т.к. их размещение возможно на основании сервитута.

С другой стороны – часто претензии возникают к законно возведенным объектам, действительно являющимся недвижимостью и не относящимся к самовольным постройкам.

В том числе нередки споры, связанные с:

  • фактической капитальностью объекта по его физическим характеристикам;
  • наличием разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. В том числе в отношении объектов, возведенных до 1995 г. нередко приходится доказывать период их возведения;
  • самовольной реконструкцией объекта (пристройкой или надстройкой);
  • наличием на момент возведения объекта прав на участок, допускающих строительство. В первую очередь – при возведении капитального объекта на участках, предоставленных в аренду без права строительства;
  • законностью регистрации объекта в упрощённом порядке (по декларации), как «вспомогательного».

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов собственников недвижимости по спорам, связанным с законностью их возведения или наличием признаков капитального объекта.

Данная проблема актуальна в первую очередь для Москвы, где городское законодательство, формально, позволяет отказать в предоставлении участка при наличии любых признаков самовольного строительства или реконструкции.

В том числе объектов, по которым давно истек срок исковой давности для требований об их сносе, незначительных по площади пристроек и надстроек и т.д.

Однако суды часто признают такие отказы незаконными, особенно в случаях, когда ДГИ Москвы не обращался с иском о сносе объекта, или спор разрешён в пользу собственника.

Приобретение участка под объектами незавершённого строительства возможно только в аренду и только в специальном порядке для достройки объекта.

Вхождение участка в зоны с особыми условиями использования

Распространённый источник споров при выкупе земельных участков под недвижимостью – вхождение участка в те или иные зоны с особыми условиями использования, в которых запрещается предоставление участка в собственность.

Установление разрешенного использования участка

Принципиально важно, чтобы для приобретаемого в собственность или в аренду участка под зданием был установлен корректный вид разрешённого использования.

Так именно от разрешённого использования участка зависит его кадастровая стоимость, которая в свою очередь определяет выкупную цену и, во многих случаях, размер арендной платы. При этом если собственник участка в дальнейшем сможет изменить разрешенное использование на любой из видов, предусмотренных ПЗЗ, то для арендатора такая возможность может быть ограничена условиями договора аренды.

Также разрешённое использование участка определяет возможные варианты хозяйственного использования недвижимости.

Так, поскольку самостоятельные виды разрешённого использования для зданий и сооружений сейчас не устанавливаются, наличие у земельного участка нескольких видов разрешенного использования позволяет по мере необходимости перепрофилировать расположенные на нём здания без дополнительных разрешений и согласований.

В связи с этим, в зависимости от практических задач собственника недвижимости, ему может быть интересно как установление максимально узкой формулировки разрешённого использования в целях минимизации кадастровой стоимости, так и более широкой – для дальнейшей свободы выбора фактического использования зданий.

Если участок под объектом давно сформирован – актуальным становится вопрос приведения его разрешённого использования в соответствие с действующим классификатором.

Так долгое время разрешенное использование участков определялось в произвольной форме и часто с весьма неоднозначными формулировками.

В связи с чем в рамках приведения разрешённого использования в соответствие с новым классификатором может иметь место его фактическое изменение.

Цена выкупа и арендная плата

Цена выкупа участка под недвижимостью и размер арендной платы за такой участок определяются на региональном уровне.

Так при выкупе участка под зданием:

  • в Москве выкупная цена практически всегда составляет 100% кадастровой стоимости;
  • в Московской области по общему правилу цена составляет 15% кадастровой стоимости, но установлен ряд льготных режимов – для сельскохозяйственных земель, ИЖС, участков ранее переоформленных из постоянного (бессрочного) пользования и т.д.

При аренде участка под зданием:

  • В Москве арендная плата исчисляется в процентах от кадастровой стоимости и в большинстве случаев составляет 1,5% от неё. В то же время имеется большое количество льготных режимов – для производства, инвестиционных проектов, социально значимых объектов и т.д.
  • в Московской области арендная плата исчисляется по специальной формуле с учётом ряда коэффициентов, связанных с местоположением участка и его разрешенным использованием. При этом кадастровая стоимость в данную формулу не входит.

В случае когда цена выкупа участка под объектом недвижимости или арендная плата определяется исходя из кадастровой стоимости – актуальным является снижение данной стоимости.

Споры о границах участка

При формировании и определении площади участка для эксплуатации здания или уже на этапе выкупа такого участка также нередко встречаются споры о границах со смежными участками или территориями общего пользования. В том числе может иметь место наложение границ соседнего участка на объект недвижимости

Предоставление участка, занятого объектами недвижимости разных лиц

В случае если на участке расположены объекты недвижимости (в т.ч. помещения в здании), принадлежащие нескольким лицам, то существуют следующие варианты оформления прав собственников недвижимости на такой участок:

  • раздел участка;
  • приобретение участка всеми собственниками недвижимости в долевую собственность;
  • оформление участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.

При этом раздел участка возможен, только если речь идёт об отдельных зданиях, и новые участки будут соответствовать требованиям ПЗЗ и иным нормативам по площади, организации подъездов и т.д.

Данный вариант не применим к помещениям в одном здании или к соседним зданиям, если нет возможности выделить отдельную территорию для обслуживания каждого из них (неделимый участок).

При этом вопросы делимости участка, возможных вариантов раздела и т.д. часто разрешаются путём экспертизы.

В случае если часть зданий или помещений на неделимом участке принадлежит государственным или муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям – участок может быть передан только в аренду, его выкуп собственниками остальной недвижимости не допускается.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/priobretenie-uchastkov-pod-zdaniyami

Передача муниципальной земли, на которой расположено здание в 2019 году: основания, исключительное право, аренда и сервитут, порядок передачи, образец заявления | Земельный эксперт

Здание в собственности а земля муниципальная

Приобретение государственной (муниципальной) собственности осуществляется на основании гражданского и земельного кодексов. Такая возможность возникает в связи с подачей заявления заинтересованной стороной согласно исключительному праву или иным притязаниям.

Перечень лиц, обладающих возможностью использовать государственное и муниципальное имущество или получить его в собственность согласно исключительному праву:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Арендаторы недвижимости, использующие участок надлежащим образом и оформившие соответствующее заявление в установленном порядке.
  • Собственники зданий, построенных на рассматриваемом участке.
  • Многодетные семьи. Их состав и порядок предоставления земли определяется региональными нормативами, различными по регионам.
  • Организации, выкупающие или арендующие определенные территории для их эффективного использования при воздвижении частных или общественных объектов.
  • Госучреждения, использующие земли для разведки или добычи природных ресурсов, строительства либо прокладки автомобильных и железнодорожных путей сообщения. Это право может быть предоставлено сторонней организации путем заключения соответствующего соглашения с муниципальным органом. Исключением являются компании, использующие участок через наложение сервитута.

Для получения государственного или муниципального имущества в собственность (аренду) заинтересованной стороной необходимо подготовить технические бумаги, перечень которых установлен градостроительным кодексом.

Затем следует подать соответствующую заявку в компетентное учреждение по месту расположения рассматриваемого участка, и, в случае удовлетворения заявления, зарегистрировать переход вещных прав в Росреестре.

Получение недвижимости может происходить на платной и бесплатной основе путем проведения торгов и без организации данного мероприятия.

Наличие нескольких собственников

Особенности предоставления земельных участков, на которых находятся несколько сооружений, являющихся имуществом разных лиц,заключаются в том, что такой земельный участок может быть оформлен в общую долевую собственность указанных лиц или предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. В этом случае со стороны нанимателя будет указан не один арендатор, а несколько. Данные договоры оформляются в случае, если территория создана в определенных границах, не подлежащих разделу.

При составлении договора аренды с множественностью лиц со стороны нанимателя в тексте соглашения указываются все стороны правоотношения, определяются их полномочия и гарантии, а также устанавливается соответствующая плата, разделенная между собственниками в количественном порядке их обладания определенными объектами недвижимости или установленной площади неделимого надела.

Аренда с множественностью лиц на стороне арендатора

Наем имущества, в пределах границ которого имеются несколько владений различных собственников осуществляется путем заключения договора аренды с множественностью лиц. Эта возможность регламентирована действующим земельным кодексом.

Такая аренда допускается в следующих случаях:

  • Если несколько собственников на различных правовых основаниях обладают имуществом в одном объекте недвижимости (здание, сооружение).
  • Если такие лица имеют владения (определенная территория, здания) в границах неделимого земельного участка.

Для получения права собственности все указанные владельцы должны коллективно обратиться в уполномоченный орган и составить заявление о предоставлении имущества. В отдельности каждый из них может оформить лишь заявку на аренду.

Муниципалитет (или государственный орган), принявший заявление от одного из собственников неделимого имущества, в течение одного месяца определяет состав полномочий заявителя и направляет другим собственникам уведомление с проектом договора аренды. Получатели должны в 30-дневный срок подписать соглашение и отправить его в адрес уполномоченного ведомства.

Если некоторые из собственников (или ни один из них) не подписали или не предоставили договор, уполномоченный орган в течение 90 суток составляет и направляет иск в суд с требованием принудительного соглашения с собственниками.

Особенности предоставления земельных участков гражданам согласно сделке аренды с множественностью лиц заключаются в том, что ее заключение проводится с согласия всех совладельцев и собственников недвижимости на неделимом участке земли (для физических лиц).

Размер прав, обязательств и долей между собственниками определяется путем соизмеримости их частной собственности, установленной уполномоченным органом или судом. Также величина может быть согласована между заинтересованными лицами.

Установление сервитута на землю

Институт сервитута устанавливается нормами гражданского законодательства путем соглашения между собственником территории, на которую налагается определенное обременение, и заинтересованной стороной.

Такая процедура применяется для обеспечения прав граждан и юридических лиц для организации доступа или прохода, а также для изыскательных работ либо ремонта, прокладки систем коммуникаций.

За сервитут может быть назначена определенная плата собственнику земли.

В случае предоставления права собственности одной организации, имеющей большую часть владений на участке, с другими организациями будет заключено соглашение о сервитуте.

Правом на заключение договора сервитута обладают граждане и юридические лица, заинтересованные в ограниченном использовании определенной территории, находящейся в частной собственности.

Это соглашение может быть установлено в закрытой или открытой форме и подлежит обязательному оформлению в регистрирующем органе.

Данная процедура применяется в основном для того, чтобы предоставить определенные возможности пользования землей заинтересованным лицам без изъятия конкретного надела или его части у законного владельца.

Владение юридическими лицами

Если объекты недвижимости, расположенные на неделимом земельном участке принадлежат на праве оперативного управления нескольким юридическим лицам, такой участок передается в ведение той организации, которая обладает наибольшими активами. При этом получение согласия от других совладельцев не нужно. С ними будет заключено соглашение ограниченного пользования – сервитут.

Плата за недвижимость, предоставляемая для ограниченного пользования, устанавливается в зависимости от налоговой ставки на землю в соотношении к площади обладаемого имущества.

Порядок предоставления территории с расположенным на ней многоквартирным домом регулируется нормами ст. 16 ЖК РФ

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/chastnye-sluchai-peredachi-zemel-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/osobennosti-peredachi-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-zemli-na-kotoroj-raspolozheno-zdanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.