Запрет на приватизацию

Депутаты Мосгордумы не поддержали законопроект о запрете приватизации и перепрофилирования учреждений здравоохранения

Запрет на приватизацию

Руководитель фракции партии «Яблоко» в Мосгордуме Максим Круглов:

«Почему предлагаемый мною законопроект сейчас актуален? Дело в том, что одной из болезненных проблем моего избирательного округа, как и других, является проблема доступности бесплатной медицины в местных учреждениях здравоохранения.

Например, в Алексеевском районе закрывается большая часть отделений ГКБ № 40. Полный переезд в Коммунарку, по сути, был сорван пандемией. Именно из-за нее больничный комплекс в поселке был быстро переориентирован на борьбу с новой инфекцией.

Возможно, без этого горбольница в своих исторических границах уже была бы полностью закрыта.

Поэтому цель разработки данного законопроекта – обеспечение сохранения объектов имущественного комплекса учреждений здравоохранения в системе здравоохранения, введение запрета на приватизацию объектов здравоохранения города Москвы.

Проектом предлагается дополнить Закон города Москвы «Об охране здоровья в городе Москве» новой статьей 27.

2 «Имущество государственных учреждений здравоохранения города Москвы», которая устанавливает, что решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о сносе объектов имущественного комплекса государственного учреждения здравоохранения города Москвы осуществляется на основании предварительного положительного заключения комиссии по оценке последствий принимаемого решения для обеспечения медицинской помощью жителей города Москвы. Такая комиссия должна формироваться в том числе из депутатов Думы, депутатов представительного органа муниципального образования города Москвы, на территории которого находится государственное учреждение здравоохранения города Москвы.

В результате принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о сносе объектов имущественного комплекса государственного учреждения здравоохранения города Москвы проживающие на этой территории москвичи не должны остаться без медицинской помощи. До принятия такого решения должны быть реализованы компенсационные мероприятия – создано, приобретено имущество для работы учреждения здравоохранения.

Последствием ликвидации учреждения здравоохранения не должно быть перепрофилирование имущества, иными словами, земельные участки должны сохраняться за системой здравоохранения, а не застраиваться жилой или коммерческой недвижимостью. Также я предлагаю ввести запрет на приватизацию объектов имущественного комплекса государственных учреждений здравоохранения.

Эти дополнения позволят сохранить доступность и развитие действующих учреждений здравоохранения Москвы, даже несмотря на постоянное увеличение плотности населения в старых районах города».

Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:

«Представленный законопроект рассмотрен и обсужден на комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья.

Но сначала скажу несколько слов о том, как нам и москвичам пытаются этот законопроект преподнести. Происходящее в столичной медицине подается крайне однобоко.

В пример приводятся одни и те же закрытые клиники или те, которые продолжают работать, изменив свой функционал. Но при этом не говорится о том, что происходит в реальности.

 У меня просто не хватит времени сегодня перечислить построенные новые поликлиники, корпуса больниц, учреждения, которые реконструированы и оснащены новейшим современным оборудованием.

Первое: предлагаемые законопроектом нормы не относятся к предмету регулирования Закона города Москвы № 7 «Об охране здоровья в городе Москве», так как посвящены вопросам управления имуществом, а не охране здоровья.

 Второе: законопроект не содержит новаций о праве владения, пользования, распоряжения имуществом государственными бюджетными учреждениями, дублирует действующее законодательство Российской Федерации и подзаконные акты города Москвы.

 Третье: предлагаемые изменения о создании комиссии противоречат федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В целом законопроект регламентирует правовые отношения, регулирование которых осуществляется гражданским законодательством, находящимся в исключительном ведении Российской Федерации».

Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Тема доступности медицинской помощи, связанной с последствиями оптимизации здравоохранения и начатым капремонтом поликлиник, часто возникает в обращениях москвичей.

Законодательная инициатива Максима Сергеевича о сохранении в публичной собственности госучреждений здравоохранения города Москвы, установлении запрета на приватизацию и изменение назначения недвижимого имущества имеет благую цель, вот только все нормы, регулирующие это, уже существуют и в федеральном законодательстве, и московском.

С 2017 года внесены изменения, когда только специальная комиссия может принимать решение о модернизации или сносе медицинского объекта, есть описанные процедуры и критерии, включая четкое социально-экономическое обоснование подобного решения. Распоряжаться имуществом может только его собственник – Москва. Также уже предусмотрено только целевое использование оборудования некоммерческими или благотворительными организациями». 

Председатель комиссии МГД по образованию Евгений Бунимович, фракция партии «Яблоко»:

«В 90-е ситуация с приватизацией в Москве была катастрофической: многие ведомственные комплексы продавались вместе с детскими садами, яслями и так далее. Тогда мы потеряли сотни учреждений! Нам говорили: по федеральным законам это можно.

Да, сегодня Москва строит и открывает новые детские сады и школы, но с каким трудом! До сих пор не получается выполнить указания Президента РФ и начать принимать в дошкольные учреждения детей с полутора лет, помещений просто не хватает.

Вот результат того, что в вопросе приватизации городского имущества нельзя ссылаться на федеральные законы.

Нам, депутатам Мосгордумы, в те времена все же удалось принять законопроект, запрещающий переход образовательных организаций в другие руки. Поэтому массовых случаев уже нет, основное было сохранено. Даже во времена «демографического провала» здания стояли пустыми, но их не перепрофилировали.

То же по сути должно быть и в здравоохранении. Прав коллега Круглов, юридически – это наш вопрос, давайте не опускать руки».

Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Ольга Шарапова, фракция партии «Единая Россия»:

«Законопроект предполагает внесение поправок в Закон города Москвы «Об охране здоровья в городе Москве», который регулирует исключительно вопросы охраны здоровья населения города Москвы, а не имущественные отношения.

Вопросы же собственности, изменения назначения недвижимого имущества и приватизации регулируются другими нормативными правовыми актами, в частности законами города Москвы № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы» и № 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы».

Депутат Московской городской Думы Любовь Никитина, фракция КПРФ:

«Чем больше нас убеждают, что все хорошо и запрет на приватизацию медицинских учреждений не нужен, тем меньше веришь.

Почему стоят разгромленными здания родильных домов? Кому они предназначены? Почему роддом в Зюзино, несмотря на протесты жителей и депутатов, стоял пустым, а теперь его громят «до основания»? Ни одно профильное ведомство не ответило на 10 моих запросов: куда делось новейшее оборудование роддома перед его закрытием? Есть что скрывать?

Как в этой ситуации можно не поддержать, пусть даже еще не совершенный, законопроект Круглова? Надо всем фракциям помочь доработать этот документ и принять его. Это то, что нужно сейчас Москве и москвичам».

Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин, фракция партии «Яблоко»:

«Платная медицина должна развиваться, это конкуренция. Но мы все должны понимать: если учреждения здравоохранения будут приватизировать, они не останутся лечебными. В моем Басманном районе тоже есть тревога за судьбу ГКБ №6, жители волнуются. Приобретается земля, а не медицинский бизнес, ведь земельная рента гораздо доходнее, чем любая коммерческая деятельность.

Все будет тотально застроено для извлечения дохода от этого проекта. Даже если земля предназначена под социальный объект, это не преграда для застройщиков сейчас. Поэтому инициативу коллеги Круглова поддерживаю, буду ать «за».

Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:

«Мы обсуждали на заседании фракции этот законопроект и приняли решение, несмотря на все его несовершенство, поддержать. Нам нравится сама идея, содержащаяся в данном документе».

Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:  

«Если мы примем предлагаемые нормы, то мы тут же поручим протест Прокурора. Почему? Эти нормы противоречат Федеральному закону «Об основах охраны здоровья  граждан в РФ».

Кроме того, предлагаемая комиссия с аналогичными функциями уже существует, она создана Правительством Москвы еще в 2019 году. Без ее заключения ликвидация и реорганизация медицинских учреждений не осуществляется. Если коллеги хотят туда войти – пусть пишут заявление, их примут в состав комиссии.

В Москве сегодня тренд на создание высокотехнологичных лечебных учреждений. А стационарная помощь организована таким образом, чтобы ее могли получить все. Что сейчас и происходит в столице».

Источник: https://duma.mos.ru/ru/2519/news/novosti/deputatyi-mosgordumyi-ne-podderjali-zakonoproekt-o-zaprete-privatizatsii-i-pereprofilirovaniya-uchrejdeniy-zdravoohraneniya

Что делать, если квартиру, в которой вы живете, нельзя приватизировать –

Запрет на приватизацию

Очевидное преимущество обладания квартирой – это возможность распоряжаться ею: продать, подарить, оставить в наследство. Но есть ряд ограничений, которые могут стать препятствием на пути к приватизации.

“Некоторые наши соотечественники уверены в том, что достаточно составить и подписать договор, отнести в УФРС требуемый комплект документов – и государственная квартира сразу и навсегда станет вашей собственностью.

На самом деле получить заветное свидетельство не так просто, существует ряд моментов, когда приватизацию квартиры придется отложить или она становится невозможной”, – отметила Анастасия Кузнецова, директор юридического департамента бюро элитной недвижимости Must Have.

Что может помешать?
Во-первых, помехой на пути приватизации может оказаться действующее законодательство. Например, ст. 4 закона РФ 1541-1 “О приватизации жилищного фонда” запрещает приватизировать квартиру, которая находится в аварийном доме или в доме, определенном под снос, в здании общежития или в закрытом военном городке, служебные квартиры.

Также по закону нельзя приватизировать квартиру, если однажды вы уже участвовали в приватизации (в соответствии со статьей 11 закона РФ 1541-1 правом на приватизацию можно воспользоваться только один раз).

Здесь все совершенно логично: право на неоднократную приватизацию позволит до бесконечности прописываться по разным адресам и практически бесплатно переводить в собственность государственные и муниципальные квартиры, то есть открывается широкое поле для незаконного обогащения.

Однако если в результате приватизации собственником квартиры стал несовершеннолетний, то после совершеннолетия он имеет право еще раз воспользоваться правом на приватизацию – это установлено той же статьей 11.

Кроме того, приватизировать квартиру закон запрещает в том случае, если один из прописанных жильцов отказывается участвовать в приватизации, так как в ст. 2 закона РФ 1541-1 прямо указывается, что приватизация возможна только с согласия всех имеющих право на приватизацию совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Наиболее часто встречающийся случай – когда кто-то из родственников, прописанных в квартире, не дает согласия на приватизацию. Причин могут быть сотни: от юридической неграмотности и нежелания нести бремя собственности до попыток давления на родственников и самой обыкновенной вредности.

В этой ситуации юристы советуют всем заинтересованным лицам попытаться договориться – другого пути нет.

Суд да дело
Особо стоит рассмотреть проблему приватизации арестованной недвижимости. Нельзя приватизировать квартиру, которая находится под арестом или по которой идут судебные споры. В соответствии со ст.

140 Процессуального Кодекса РФ на квартиру может быть не только наложен арест, судом могут быть наложены запреты осуществлять определенные действия, в том числе и запрет на приватизацию. Как правило, арест и иные ограничения, наложенные для обеспечения сохранности предмета иска, снимаются после вынесения судебного решения по спорной квартире.

Однако если был наложен арест (даже если это произошло много лет назад), заявитель обязан получить определение суда о снятии с квартиры ареста.

“Если наложено ограничение в виде ареста, то управа не может запретить приватизацию на этапе подачи заявления. Если наложено ограничение или арест на квартиру, это может выясниться только в процессе регистрации права. Потому что квартира считается приватизированной только с момента внесения записи в Росреестр”, – поясняет Анна Трубина, ведущий юрисконсульт Kalinka Group.

На практике крайне редко встречаются ситуации, когда имеются ограничения (как правило, в виде ареста) на имущество, которое гражданин желает приватизировать и которое находится у него по договору социального найма.

“Редко это происходит потому, что арест представляет собой запрет распоряжаться имуществом (продавать, менять, дарить, передавать в залог, аренду, доверительное управление и т.д.), которое принадлежит на праве собственности”, – объясняет Ярослав Цветков, юрист сервиса Правовед.ru.

При этом эксперт добавляет, что при приватизации квартиры регистрационные действия производятся в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Наличие решения об аресте такой квартиры может быть вызвано, к примеру, судебным спором о праве пользования этим жильем, где в качестве заинтересованного лица привлечен орган в ведомстве или на балансе, которого, находится спорная квартира.

Арест не без причины
“Приостановка прав приватизации может быть совершена по ряду причин.

Возможно, наниматели квартиры долгое время не платили за коммунальные платежи, муниципалитет потребовал расторгнуть договора найма и наложил арест на совершение любых действий, или наниматели жилья судятся между собой. Возможно, была совершена приватизация мошенническими действиями.

В нашей практике были ситуации, когда приватизация совершилась после смерти нанимателя. Так, в управу пришел человек с поддельными документами и написал заявление о приватизации с целью продать эту квартиру в дальнейшем.

Приватизация была завершена и право собственности было зарегистрировано, как положено. Но в процессе купли-продажи подлог был выявлен, прокуратурой было заведено уголовное дело по факту мошенничества”, – рассказывает А. Трубина.

По словам Я.Цветкова, чаще всего на практике ситуации с арестом неприватизированных квартир возникают из-за небрежной работы судебных приставов, “которые, как правило, исполняя решение суда об аресте имущества, действуют по принципу известной поговорки “что вижу- то пою”, переиначивая ее на свой лад: “Что вижу – то арестовываю”.

“Как правило, приставы не утруждают себя выяснением кто является собственником того или иного имущества, спеша наложить арест и рассуждая, что дальше собственник имущества, пусть сам бежит в суд и занимается снятием ареста”, – комментирует эксперт.

Что делать, если никто не виноват
Эксперты напоминают, что отказ в приватизации может быть оспорен в суде.

“Реализация права на приватизацию фактически зависит от наличия в ЕГРП судебного ареста, как обременения. Он мог возникнуть давным-давно и сам собой может быть и не снят. Для снятия подобного обременения необходимо его прекратить. Прекратить его может только суд по ходатайству лиц, участвующих в деле”, – рассказывает Евгений Страхов, независимый эксперт и юрист по недвижимости.

Самым эффективным способом, по мнению Я. Цветкова, будет обращение в суд в порядке статей 441 и 442 ГПК РФ, с заявлением об освобождении имущества от ареста. “С таким заявлением гражданин может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении его прав и свобод, – поясняет эксперт.

По словам А. Трубиной, главное – это реальные доводы, которые можно предъявить в суде, что отказ в приватизации был сделан необоснованно. Обычно Росреестр мотивирует свое решение об отказе в приватизации.

“Максимальный срок приостановки приватизации – один месяц, за это время нужно предоставить решение суда о снятии ограничений или обременений, или выяснять, почему наложен арест.

В ситуации со снятием ареста за такой период это сделать практически невозможно, и в регистрации скорее всего будет отказано.

Иногда это связано с заведением уголовного дела, и невозможно снять ограничение или арест до его закрытия, а время уйдет”, – комментирует она.

Не стоит сразу опускать руки, если на ваше исковое заявление ответили отказом, считает А. Кузнецова.

“В судебной практике нередки ситуации, когда решение районного суда было удачно оспорено в городском суде или в Верховном Суде Российской Федерации. Правда, в этом случае соискателю стоит быть готовым к тому, что дело будет рассматриваться 1-1,5 года”, – заключает эксперт.

www.irn.ru

Источник: https://grmonp.ru/stati/chto-delat-esli-kvartiru-v-kotoroj-vy-zhivete-nelzya-privatizirovat-9006/

Приватизация земельных участков гражданами

Запрет на приватизацию

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация каких земельных участков запрещена (не подлежат) – в 2020 году

Запрет на приватизацию

Приватизация территориальных наделов представляет собой способ получения земли в личное пользование от государства или местных муниципалитетов. Рассматриваемая процедура проводится в соответствии с федеральным законодательством.

Для понимания особенностей того, приватизация каких земельных участков запрещена, необходимо ознакомиться с нормами законодательства, с важными моментами, с перечнем земель, а также с возможностями законного оформления собственности и стоимостью совершаемой процедуры.

Что говорит закон

Исчерпывающий список земельных участков, изъятых из постоянного оборота и не подлежащих участию в приватизационных процедурах, указан в статье 27 действующего Земельного Кодекса РФ.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Среди земель, включенных в перечень, требуется выделить следующие:

  • государственные природные заповедные зоны;
  • федеральные парки;
  • объекты, находящиеся в распоряжении Вооруженных сил РФ;
  • объекты ФСБ;
  • гражданские захоронения;
  • сооружения инженерного типа;
  • коммуникационные линии.

Стоит отметить, что ни при каких условиях не сможет быть проведена приватизация земель, размещенных в пределах береговой линии каждого конкретного водоема.

Помимо прочего, происходит ограничение оборота лесного фонда. Полная информация об этом содержится в статье 27 Земельного Кодекса РФ.

Решение о возможности проведения приватизации принимается уполномоченными органами местного самоуправления.

Важные моменты

Приватизацией является передача государственной или муниципальной собственности в личное пользование заинтересованного гражданина или компании. Что касается обратного процесса, то он носит название национализации или муниципализации. Процедура может быть скрытой или частичной.

В первом случае происходит аренда государственного имущества на длительное время с учетом соблюдения всех юридических норм.

Что касается частичной формы, то в этих рамках происходит распродажа определенных частей территориального надела.

Законодательство устанавливает, что некоторые земельные участки изъяты из оборота.

В основном это касается заповедных зон и мест, отведенных под общее использование.

Приватизация каких земельных участков запрещена

Действующее земельное законодательство определяет специальный перечень, который содержит в себе информацию о том, какие земельные участки не подлежат приватизации.

Согласно Федеральным Законам и прочим нормативным актам, оформить право собственности нельзя на следующие категории территориальных наделов:

  • входящие в государственный/муниципальный лесной или водный фонд;
  • входящие в состав охраняемых природных объектов;
  • зараженные опасными химическими веществами или подверженные систематическому биогенному загрязнению;
  • закрепленные для реализации федеральных или муниципальных нужд;
  • располагающиеся на земельных участках, предназначенных для размещения специализированных транспортных средств или обеспечения деятельности в морских и речных портах;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Пределы береговой полосы

Запрет на приватизацию участков земли, располагающихся в пределах береговой полосы, определяется в нормах статьи 27 Земельного Кодекса РФ.

Также закрепление такого норматива проводится в соответствующем Водном Кодексе Российской Федерации. Ограничения могут быть распространены только на те участки, которые имеют протяженность около 20 метров от берега.

Рассматриваемое ограничение в первую очередь обуславливается массовостью использования земли. Стоит отметить, что для отдельных земельных объектов ширина участка может быть ограничена 5 метрами.

Заповедники и природные парки

Известно, что территориальные наделы, расположенные в границах природных и заповедных зон, были изъяты из общего оборота на основании постановлений Правительства РФ и норм Земельного Кодекса. Помимо прочего рассматриваемое ограничение в полной мере прописывается в Федеральном Законе о порядке приватизации федеральных и муниципальных имущественных объектов.

В любом случае, заповедные зоны не могут быть на законных основаниях переведены в частную собственность, а за самовольное использование предусматривается административное или уголовное наказание.

Пруды и обводненные карьеры

Земельный Кодекс, а точнее статья 27 вводит запрет на осуществление приватизационной процедуры с участием земель, на которых расположены пруды. Для таких территориальных объектов в обязательном порядке должна быть определена граница земли, отведенной для общего использования.

Определенные территориальные разграничения не могут использоваться для приватизации, хотя уже после установленных пределов вся отведенная земля может использоваться для перевода в частную собственность.

Земли общего пользования

Действующее федеральное законодательство устанавливает, что земельными участками.

Предназначенными для общего использования населения, являются те, на которых размещаются:

  • площади;
  • улицы;
  • дорожные проезды;
  • транспортные развязки;
  • набережные зоны;
  • парки и скверы;
  • бульвары;
  • общественные пляжи и так далее.

Важно отметить, что вышеуказанный перечень земель не может являться исчерпывающим, в силу его постоянного пополнения на законодательном уровне.

В целом, к рассматриваемой категории территорий могут быть отнесены все участки, находящиеся в муниципальном или государственном фондах и которыми пользуется неограниченное количество граждан.

Особо охраняемые и другие категории

Особо охраняемые участки входят в ограниченный список земель, не участвующих в обороте. Этот список в полной мере устанавливается нормами Земельного Кодекса РФ.

К ним могут быть отнесены следующие территории, находящиеся в непосредственной муниципальной или федеральной собственности:

  • те, которые располагаются в охраняемых зонах;
  • входящие в состав лесного фонда;
  • в пределах расположения водных ресурсов;
  • на которых размещаются объекты культурного наследия Российской Федерации, а также памятники, включенные в перечень всемирного наследия, культурные заповедники и зоны археологических раскопок;
  • предоставленные Вооруженным Силам РФ для размещения оборонительных систем, обеспечения безопасности граждан, распределения строений, относящихся к оборонной промышленности и для нужд таможни;
  • размещенные в закрытых и секретных муниципальных образований;
  • предоставленные для реализации нужд муниципальных транспортных организаций, в том числе тех, которые занимаются речными, морскими или воздушными перевозками;
  • отведенные под размещение объектов навигационного обеспечения воздушного движения;
  • предоставленные под использование организациям, занимающимся поставкой связи;
  • занятые объектами, входящими в состав гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства или захоронения химических веществ.

Какие земли можно оформить в собственность и сколько это будет стоить

В соответствии с нормативами действующего законодательства, регламентирующего дачную амнистию, действие которой продолжается до марта 2015 года, некоторые земельные участки могут быть приватизированы с использованием упрощенного порядка.

Это особенно актуально для тех ситуаций, когда территориальный надел был предоставлен в пользование гражданина до 2001 года. Процедура абсолютно бесплатная до окончания действия Закона.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Следующие категории земель могут быть предоставлены заинтересованным сторонам для совершения приватизационной процедуры:

Оформление официальных прав собственности на вышеназванные земельные участки является достаточно простой процедурой. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение государственного регистрационного органа и предоставить установленный пакет документации, в который входит кадастровый паспорт на объект и любое свидетельство, подтверждающее факт выделение участка в пользование.

Важно помнить о том, что актуальный закон о бесплатной приватизации действует до марта 2020 года. После окончания установленного срока приватизация станет платной, и ее фактическая стоимость будет определяться в прямой зависимости от рыночной цены и прочих параметров. Однако, существует вероятность продления программы до 2010 года.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/privatizacija-kakih-zemelnyh-uchastkov-zapreshhena/

Случаи запрета приватизации земельных участков

Запрет на приватизацию

13.12.2016

Отказ на оформление земельного участка в собственность (приватизацию земельного участка) , находящегося в муниципальной либо государственной собственности, может быть получен пользователем в тех случаях, если федеральным законодательством установлен запрет на передачу в собственность.

Юридические услуги Московской областной земельной компании основаны на таких ситуациях.

Случаи, в которых невозможно оформление прав собственности земельных участков оговорены в Земельном Кодексе РФ (далее ЗК РФ) и в принятых федеральных законах в его развитие.

Не вправе в своих нормативных актах устанавливать другие случаи запрета на приватизацию земельных участков и субъекты РФ, и органы местного самоуправления.

Установленный ЗК РФ запрет на приватизацию относится к:

  • Земельным участкам, которые расположены на береговой полосе, которая установлена Водным Кодексом РФ (далее ВК РФ). Подобный запрет обусловлен ВК РФ, согласно которому береговая полоса предназначена для пользования общего характера. При этом она является полосой земли вдоль границы водного объекта, находящегося в общем пользовании. Также следует знать, что ширина такой береговой полосы составляет 20 метров. Береговая полоса каналов, ручьев и рек, длина которых не более 10-ти километров составляет 5 метров. Ширина береговой полосы не определена для таких водных объектов, как ледники, болота, родники, гейзеры, снежники и др.
  • Земельным участкам, в пределах которых находятся обводненные карьеры либо пруды. А эти водные объекты в соответствии с ВК РФ, ЗК РФ, ГК РФ могут отчуждаться вместе с земельными участками, на которых они расположены. Под территориями общего пользования необходимо понимать те территории, которыми может беспрепятственно пользоваться различный круг лиц. Например, улицы, набережные, площади, проезды, бульвары, скверы и др.
  • Земельным участкам общего пользования, которыми в соответствии с ЗК РФ являются участки, которые в свою очередь заняты улицами, площадями, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, проездами, скверами, пляжами, водными и другими объектами. К участкам общего пользования можно также отнести земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, которыми в свою очередь может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. Земли, которые прошли процесс оформления земли в собственность, к участкам общего пользования относиться не могут, в соответствии с ЗК РФ. Земельные участки, которые заняты объектами общего пользования и переданные муниципальным организациям исключительно для обеспечения неограниченного доступа к подобным объектам и содержания таких земель не теряют статус земли общественного пользования. Землями общего пользования в соответствии с ГК РФ являются непосредственно земельные участки, исключительно которые находятся в муниципальной либо государственной собственности и не закрыты для общественного доступа. Если на земельном участке имеются возведенные объекты: здания, сооружения, строения, которые не являются объектами общественного пользования, то согласно ГК данная земля относиться к землям общего пользования не может.
  • Земельным участкам, которые находятся в государственных национальных парках и природных заповедниках, такие земли изъяты из оборота.

Кроме ЗК РФ, установлен запрет на приватизацию земельных участков в различных федеральных законах, таких, как, например, ФЗ «О приватизации муниципального и госимущества». Юридические услуги компании полностью раскрывают тему таких федеральных законов. В ФЗ идентичен и перечень земельных участков, оформление права собственности на которые запрещено.

ЗК РФ, которым в свою очередь установлены списки участков, оформление права собственности на которые ограничено и участков, оформление права собственности на которые запрещено, т.е. приватизация данных земельных участков запрещена.

Согласно представленному выше федеральному закону оформлению прав собственности не подлежат следующие земельные участки:

  • Земельные участки, которые входят в лесной фонд.
  • Земельные участки, которые входят в водный фонд.
  • Земельные участки, в состав которых входят особо охраняемые природные территории и объекты.
  • Земельные участки, земля на которых заражена опасными веществами либо они подвергались биогенному заражению.
  • Земельные участки общего пользования.
  • Земельные участки, которые находятся на землях, которые в свою очередь зарезервированы для муниципальных либо государственных нужд.
  • Земельные участки, которые находятся на землях, предназначенных для транспорта и обеспечения деятельности, связанной с ним, например, деятельности в морских, речных портах, либо земель, отведенных для развития подобного рода деятельности.
  • Земельные участки, которые не подлежат отчуждению по действующему законодательству РФ.

Источник: https://oblzemli.ru/privatizaciya/zapret-na-privatizatsiyu-zemelnykh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.