Изменение границ земельного участка с изменением площади

Содержание

Письмо Минэкономразвития № 22781-ИМ/Д23 О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ

Изменение границ земельного участка с изменением площади

В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.

1.

По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.,

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.,

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков).

В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.

Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года.

2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка

Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).

При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.,

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.,

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки).,

– при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее – картографическая основа государственного кадастра недвижимости).

Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков

Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.

При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е. Манылов

Источник: https://kiportal.ru/obuchenie/biblioteka/pisma/pismo-minekonomrazvitiya-22781-im-d23-o-gosudarstvennom-kadastrovom-uchete-izmenenij-zemelnogo-uchastka-v-svyazi-s-izmeneniem-ploshchadi-zemelnogo-uchastka-i-ili-izmeneniem-opisaniya-mestopolozheniya-ego-granic.html

Уточнение границ земельного участка: план и схема действий

Изменение границ земельного участка с изменением площади

  • Участие земли в федеральных или региональных программах по развитию или строительству. К таким программам можно отнести строительство железных дорог, магистралей, прокладку газовых или тепловых коммуникаций. По причине строгих требований к порядку проведения указанных работ, а также установленных нормативов к отступам от участков граждан, государству приходится договариваться с собственниками участков о смене границ.
  • Постановление суда, которое обязывает фактических землепользователей провести перераспределение по ряду оснований.
  • При разграничении территории между несколькими сособственниками участка.

Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум).

На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Juris Info

Согласно распоряжению Правительства РФ N-2236-p от 01.12.2012 г.

, которым утверждена «дорожная карта», призванная повысить качество госуслуг в области кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав и сделок с ней, владельцам земельных участков следует выполнить все необходимые процедуры по определению границ участков до 2020-го года.

Не выполнив этих требований, полноправно распоряжаться своим участком, включая проведение сделок купли-продажи или дарения, собственники не будут иметь возможности. Несмотря на это мало кто понял всю серьезность и потребность установления земельных границ, поскольку на протяжении 2020-2020 годов провести данную процедуру желающих оказалось немного.

Еще почитать: Положена Ли Единовременная Компенсация За Вред Здоровью Гражданам Из Подразделения Особого Риска В Подпунктах А * Г * Не Имеющих Инвалидности 15701 91 Р.

Специалисты кадастровой службы считают, что максимальное количество обращений относительно проведения межевания будет в конце 2020-го, когда собственники участков начнут понимать, что продать, поменять или оформить дарственную на недвижимость они не смогут. Причем наличие правоустанавливающих документов на участок роли никакой не играет. Кроме этого следует учитывать, что для оформления новых построенных объектов также потребуется план межевания.

Основания для изменения границ земельного участка

  • разделение одного надела на несколько. В таком случае каждый из образовавшихся участков считается отдельным объектом недвижимости и имеет свою площадь и уникальным номер в реестре;
  • объединение нескольких участков в один. В результате получается один ЗУ с новыми границами и площадью;
  • выдел доли из земельного участка. Надел из которого выделяют долю считается основным, а выделенная часть – второстепенным участком. Его необходимо поставить на учет, в последствии ему будет присвоен новый кадастровый номер
  • приобретение площади участка за счет наделов находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К процедуре уточнения межевых линий также привлекаются владельцы смежных участков.

В течение тридцати суток после подачи заявления они могут обжаловать его, если считают, что изменение межевых линий производится в несоответствии с их интересами. В таком случае в целях решения конфликта может понадобится судебное разбирательство.

Основания для проведения

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности

(ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.

При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение

, требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г., под № 218-ФЗ , допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.

Источник: https://vostok-kvartal.ru/uchastok/perenos-zemelnogo-uchastka-v-drugoj-kadastrovyj-kvartal.html

Нужно ли согласие соседа на межевание земельного участка в 2020 году?

Изменение границ земельного участка с изменением площади

  • Участие земли в федеральных или региональных программах по развитию или строительству. К таким программам можно отнести строительство железных дорог, магистралей, прокладку газовых или тепловых коммуникаций. По причине строгих требований к порядку проведения указанных работ, а также установленных нормативов к отступам от участков граждан, государству приходится договариваться с собственниками участков о смене границ.
  • Постановление суда, которое обязывает фактических землепользователей провести перераспределение по ряду оснований.
  • При разграничении территории между несколькими сособственниками участка.

Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум).

На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Кадастровые границы – термин

Цена кадастровых работ зависит от площади участка, от его удаленности и особенностей рельефа. В среднем стоимость услуги составляет от трех до шести тысяч рублей. Оплата проходит до начала работ и к заявлению прилагается квитанция.

Если участок не стоит на кадастровом учете, то понадобятся дополнительные работы по землеустройству, что увеличит их стоимость.

Изменение границ должно проводиться только квалифицированными специалистами, имеющими разрешающий сертификат.

Данное определение формулируется на основе практического применения данных нормативных актов. Под кадастровыми границами земельного участка следует понимать такие границы, внутри которых расположена какая-то земельная площадь.

При этом, данные линии должны быть установлены в соответствии с содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимость информацией о площади участка и расположении с указанием точных координат узловых точек данного контура.

Выделяются два вида кадастровых границ:

  1. геодезические (которые имеют точную привязку к местности путем установления межевых знаков в узловых точках с тщательным соблюдением указанных координат);
  2. декларированные (которые выражены в теоретической форме).

При этом, ни в одном из нормативных актов не содержится запрета на изменение расположения таких линий, однако в статье 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» содержится указание на то, что после изменения границ участка информация о результатах должна быть отражена в ЕГРН.

Как начать процедуру изменения границ?

За услугой проведения замера границ следует обратиться в геодезическую компанию или в кадастровую палату с заявлением.
К нему прилагаются:

  • Документ, подтверждающий правовладения ЗУ.
  • Кадастровая выписка.
  • Ситуационный план.
  • Документ, разрешающий внести изменения в государственный кадастр.
  • Паспорт заявителя.

После того, как заявитель предоставил необходимые документы, он заключает договор и оплачивает услуги с геодезической компанией о проведении кадастровых работ.

Если межевание проводятся повторно, то владелец участка должен обосновать необходимость повторного проведения кадастровых работ и предоставить межевое дело.

Обоснованием может служить:

  • Решение суда.
  • Административный акт.
  • Решение Росреестра.

Главное условие для проведения работ – участок должен иметь регистрацию в государственном кадастре.

Стоит сразу оговориться, что изменять можно только уже установленные границы. Если участок не сформирован, его границы вообще не определены, то и менять нечего.

Для установления новых границ придется произвести процедуру межевания участка. Осуществлять ее могут только специалисты, имеющие соответствующую лицензию. Они именуются кадастровыми инженерами, могут работать как самостоятельно, так и в составе геодезических компаний. С указанным лицом заключается договор на проведение данных кадастровых работ.

Специалисту должны быть предоставлены для ознакомления все имеющиеся на землю юридические и технические документы. Далее в определенный день он приезжает на место и производит необходимые замеры. При этом должны присутствовать и соседи смежных участков. Установленные границы согласуются, заносятся в документ.

В результате уточнения границ участков происходит определенные изменения в характеристиках самого объекта недвижимости, т. е. участка. Следовательно, для того, чтобы владелец мог свободно пользоваться и распоряжаться своей землей в установленных пределах, нужно данные изменения официально зарегистрировать.

После регистрации данные изменения буду обязательны для всех. Оспаривать их действительность можно будет уже только в судебном порядке.

Соглашение об изменении границ земельного участка

После получения новых кадастровых паспортов на (новый кадастровый номер), документы подаются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по вопросу внесения изменений в записи ЕГРП и выдача нового свидетельства о праве собственности.

: Какие Земли (Из Перечисленного) Входят В Состав Территории Сельского Поселения

Выражаем свое согласие на образование двух земельных участков путем перераспределения земельных участков КН 50:00:0000000:00 площадью 650 кв.м. и КН 50:00:0000000:00 площадью 450 кв.м. в соответствии с протоколом образования и чертежом перераспределения земельных участков кн 50:00:0000000:00 и кн 50:00:0000000:00

Как проводится изменение границ?

Процедура по изменению границ может длиться до трех месяцев и включает три этапа:

  1. Подготовительный. Заключение договора с геодезической компанией. Составление списка собственников смежных участков. Составление плана работы.
  2. Полевые работы. Геодезическая съемка, измерение площади, установка межевых знаков. Измерительные работы ведутся с помощью специального оборудования, осматривается почва, выявляются особенности рельефа, все элементы (холмы, впадины, канавы, пруды и т.д.) отражаются на плане.
  3. Заключительный. Обработка полученной информации, составление межевого плана, согласование с соседями, внесение изменений в кадастровые документы.

Перераспределение земельных участков

Что такое перераспределение земель – в чем оно заключается? Процедура перераспределения земель заключается в следующих операциях:

  • Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
  • Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
  • Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).

Изменение границ приватизированного участка без согласия владельцев

В противном случае споры о границах смежных земель придется решать в суде. А это довольно неприятная и длительная процедура.

Поэтому перед проведением работ нужно уведомить соседей об их дате и времени. Желательно сделать это письменно под роспись или заказными письмами с уведомлениями.

Если же соседи не являются, никаких возражений не предоставляют, то определение новых границ происходит без них.

Впоследствии в течение тридцати дней они могут представить свои возражения по установленным границам. Если в указанный срок этого не происходит, то соответствующие изменения регистрируются.

Правила перераспределения земельных участков

  • несоответствие формы заявления – образец можно скачать в интернете, но лучше заранее поинтересоваться об установленной форме и правилах заполнения у сотрудников кадастровой службы — Скачать бланк заявления о перераспределении земельных участков;
  • отсутствие согласия собственника земли, которую предполагается подвергнуть процедуре;
  • объекты недвижимости третьих лиц на территории перераспределяемых земель;
  • несоответствие документов;
  • несоответствие земли требованиям;
  • превышение общей площади объединяемых участков после проведения процедуры;
  • нахождение земли в залоге, аресте или участок выставлен на аукционе;
  • отсутствие факта смежности;
  • отсутствие процедуры межевания;
  • разные категории земель.

Перераспределение земельных участков – распространенная процедура решения конфликтов по двум или нескольким смежным наделов, по которым у собственников имеются вопросы или претензии. Данные действия отражаются в Земельном кодексе, поэтому они полностью законны.

Что будет, если не сделать межевание до 2020 года

Согласно Федеральному Закону № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2014 года, вводится запрет проводить сделки по отчуждению (купля-продажа, дарение) земельных участков, данные о которых отсутствуют в ГКН.

Выполнив предписание, собственнику участка с межевым планом, который изготовит кадастровый инженер, следует обратится в отдел кадастра по территориальности. После проверки документов, сотрудники кадастра внесут в государственный реестр сведения о границах вашего участка.

20 Июл 2020 stopurist 277

Источник: https://zim-adm.ru/zemelnyj-uchastok/izmenenie-konfiguracii-zemelnogo-uchastka-2.html

Как изменить площадь земельного участка после межевания

Изменение границ земельного участка с изменением площади

В некоторых случаях существует законная возможность определённым образом увеличить свой земельный участок за счёт земель государственной или муниципальной собственности. Одним из важных этапов при этом является уточнение границ земельного участка с увеличением площади.

При внесении записей в Госреестр далеко не всегда было обязательным уточнение границ земельного участка. В настоящее время законодательство обязывает тех, кто до сих пор этого не сделал, провести такое уточнение в обязательном порядке.

В противном случае при проведении юридических действий с землёй могут возникнуть проблемы.

Важность вопроса

Для того чтобы распоряжаться своей недвижимостью, её нужно зарегистрировать в государственном реестре прав собственности на недвижимость.

В частности, для этого необходимо оформить на неё кадастровый паспорт и получить кадастровый номер.

Если речь идёт об участке земли, то, в некоторых случаях, остаётся невыясненным вопрос по уточнению и фиксации границ такого участка установленным законом способом.

Право собственности на участок земли действует только в том случае, когда его регистрация в ЕГРП проведена в полном соответствии с требованиями законодательства.

На первый взгляд может показаться, что это чисто формальная проблема. Ведь в повседневной жизни обычно границы установлены и их признаёт как сам собственник, так и его соседи. На самом же деле иногда это может оказаться серьёзной проблемой.

Один из возможных примеров. Предположим, у частного дома имеется участок и через него местные власти хотят провести дорогу или другой линейный объект. Для того чтобы отстоять свою землю, необходимо, чтобы права на неё были уже оформлены на момент начала спора. Кроме всего прочего, нужно, чтобы была выполнена процедура межевания.

Ещё один пример выглядит следующим образом. Предположим, правоустанавливающим документом на землю является завещание. Согласно ему наследник получил 600 квадратных метров земли.

Долгое время он пользовался ей, не изучив соответствующие документы, пока по какой-то причине не понадобилась выписка из Госреестра прав собственности.

Оттуда он узнал, что участок с данным кадастровым номером имеет совсем другую конфигурацию, а площадь его (согласно данным из реестра) несколько превышает указанную величину. Возникает некоторое противоречие, и пока оно не будет устранено, хозяин участка не сможет производить никаких юридических действий с ним.

Нередки случаи, когда при уточнении границ между соседями возникают территориальные споры, которые иногда приходится решать в суде.

Межевание

Если возникает необходимость уточнить границы, прибегают к услугам сертифицированного кадастрового инженера. Одним из важных этапов процедуры является встреча с владельцами соседних участков для согласования границ.

Это важно не только для, собственно, урегулирования спорных моментов, но и для того, чтобы границы участков не накладывались друг на друга и не образовывали пустот, которые расположены между ними и никому не принадлежат. В зависимости от результатов производится окончательное оформление.

Если стороны не смогли найти между собой общего языка, вопрос решается посредством подачи судебного иска.

Прирезка земли

В процессе уточнения возможны самые разные сложные ситуации. Одна из них состоит в том, что некоторые земли находятся на границе муниципальной или государственной земли, которая в течение долгого времени активно не использовалась.

Иногда происходит так, что владелец участка самовольно добавляет себе кусок государственной или муниципальной земли. Это практика в наше время распространена достаточно широко. С 1 марта 2015 года в РФ было принято законодательное решение по поводу данной ситуации.

Было решено разрешить такую прирезку земли.

Если имеется собственник участка, который его зарегистрировал в госреестре, то он может дополнительно зарегистрировать и захваченную самовольно землю в совокупности с первоначальным участком и получить на новый, увеличенный участок кадастровый паспорт.

Это возможно не во всех случаях. Здесь существуют определённые ограничения. Но в большинстве случаев такое действие является не только возможным, но и вполне реальным.

Прирезка

Прирезка — это участок, который:

  • относится к госсобственности или муниципальной собственности;
  • захвачен самовольно;
  • присоединён к смежному участку, который находится в частной собственности.

Долгое время эти действия были законодательно запрещены. Но это не мешало тому, что, по факту, прирезки не только продолжали происходить, но и делались во всё более широких масштабах. Постепенно это стало одним из аргументов, который повлиял на мнение законодателей в данном вопросе.

В итоге был принят закон, узаконивающий присоединение земли, который начал действовать в 2015 году. Конечно, в этом случае потребуется внести определённую плату.

В некоторых случаях, например, тогда, когда хозяин участка просто хотел бы устранить изломанность границ своей земли, это может быть сделано за значительно меньшую плату. Законодательные изменения были реализованы путём изменений в ЗК РФ. Всё, что относится к рассматриваемому вопросу, находится в отдельной главе (V.4). Изменения вступили в силу 1 марта 2015 года.



Юридический порядок

Новые положения закона применяются к таким участкам земли, которые расположены рядом с границами муниципальных или государственных земель, но при этом находятся в частной собственности граждан.

Здесь существуют некоторые ограничения:

  1. Земля, которая может быть присоединена к участку, не должна иметь статус земли общего пользования.
  2. Здесь также существует ограничение, которое относится к линейным объектам. Как известно, к такого рода объектам относятся дороги, линии электропередач, трубопроводы или другие аналогичные объекты. Согласно закону, для обеспечения их нормального функционирования предусмотрен участок земли, который находится на определённом от них удалении. Одним из примеров таких участков может быть железная дорога и зелёная зона вдоль неё. Такие земли также не могут быть предоставлены для прирезки для участка.
  3. Ещё один запрет связан с той ситуацией, когда присоединяемая земля принадлежит к иной территориальной зоне. Уточнить это обстоятельство можно, например, обратившись в муниципальные органы власти или просто посетив их сайт.

Существует также ограничение и другого рода. Дело в том, что часто участки, имеющие то или иное предназначение, должны иметь площадь, которая не может превышать определённых нормативов.

Это приходится учитывать, если надо увеличить площадь своего участка. Суммарная площадь не должна превышать указанных пределов.

Такие нормативы могут существенно меняться в зависимости от региона, где находится земельный участок.

Обратиться за прирезкой может владелец земельного участка — частное лицо. Допустимо, когда он владеет землёй, которая предназначена для жилищного строительства.

Прирезка также возможна, если земля предназначена для садоводческой, огороднической деятельности или для ведения дачного хозяйства.

Цена земли

То, что прирезка разрешена законодательством, не отменяет того факта, что в данном случае фактически осуществляется продажа государственной или муниципальной земли частным лицам.

По какой цене она происходит? Размеры компенсации определяются хозяином, собственником земли — государством и местными властями. В различных регионах цена может отличаться.

В то же время эта цена имеет определённую структуру.

Для этого учитываются:

  • площадь земельного участка присоединяемой земли;
  • кадастровая стоимость этого дополнительного участка;
  • доплата, которая назначается хозяином земли и выражается в процентах от кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость недвижимости обычно определяется на основе рыночных цен и остаётся фиксированной в течение нескольких лет. После этого происходит переоценка участка в связи с новыми реалиями рынка, которая снова не будет пересматриваться ещё несколько лет. То есть, кадастровая стоимость земли существенно зависит от рыночной ситуации, но обычно она несколько меньше неё.

Как можно узнать кадастровую стоимость того или иного участка земли? Один из возможных вариантов состоит в том, чтобы ознакомиться в интернете с публичной кадастровой картой РФ.

Такая цена входит в предоставляемую там информацию.

В большинстве случае это можно сделать по кадастровому номеру интересующего покупателя участка, но на кадастровой карте такой номер нетрудно найти с помощью самой карты, постепенно увеличивая её масштаб.

Если по какой-либо причине получить информацию таким путём не получается, можно отправить запрос в Росреестр для получения нужной информации. В заявлении необходимо указать предпочтительную форму ответа. Это может быть как электронное письмо, так и обычное бумажное письмо. Это обращение не является бесплатным.

Делая его, нужно будет оплатить государственную пошлину. Если планируется получить в ответ электронное письмо, то пошлина составит 150 рублей, если потребуется ответ в форме бумажного письма, пошлина равна 400 рублям.

Для того чтобы удостоверить оплату, нужно отсканированную копию платёжного документа приложить к отправляемому заявлению.

Насколько велика цена может быть? Считается, что цена будет несколько ниже рыночной.

Продажа земли частным лицам — это один из источников дохода для государства, а продать её другим образом проблематично.

Если говорить о федеральных землях, цена их прирезки известна и составляет 15 процентов от их кадастровой стоимости.

Процедура перераспределения

От лица государства назначается уполномоченный орган. Само перераспределение происходит на основании соглашения такого уполномоченного органа и владельца земельного участка. Обычно со стороны государства выступает орган, который занимается перераспределением государственных или муниципальных земель.

Для того чтобы сделать такое обращение, необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  1. Составляется заявление на получение дополнительного участка земли.
  2. Предоставляются копии имеющихся в наличии правоустанавливающих документов на землю. Это может быть, например, договор купли-продажи, дарственная или документ о получении наследства.
  3. Должен быть включён проект проведения межевания рассматриваемого участка. Если такого проекта нет в наличии у заявителя, он за свой счёт должен нанять специалистов, которые его подготовят. Обычно этот документ готовится сертифицированным кадастровым инженером на основе установленных ранее геодезических данных. Средняя цена оформления такого документа составляет примерно пять тысяч рублей.

Пакет документов подаётся в уполномоченный орган для принятия окончательного решения. Законодательством для этого установлен предельный срок. Он составляет 30 календарных дней. Решение, принятое в итоге, может быть положительным или в нём просителю может быть отказано в расширении принадлежащего ему участка. Отказ может быть связан с различными причинами.

Он может основываться на неправильном оформлении пакета документов, а также с совсем другими причинами. Это может быть, например, связано с тем, что соответствующая территория недавно получила статус земель общего пользования.

Возможна и такая причина, что на запрашиваемой земле есть планы дальнейшей городской застройки, в связи с чем она не может быть передана частному лицу.

Есть и другие возможные причины отказа:

  1. Этот участок может быть уже выставлен на аукцион.
  2. Земля может по той или иной причине относится к землям ограниченного оборота.
  3. Она может быть зарезервирована для определённых государственных нужд.
  4. В некоторых случаях передача данного участка земли может ограничивать права других землевладельцев или землепользователей. В этом случае передача возможно только с условием проведения соответствующих согласований.
  5. В том случае, когда участок, к которому планируется прирезать землю, находится в ипотеке, для выполнения этого в обязательном порядке нужно получить разрешение банка.

Сложным моментом является ситуация, когда на участок земли одновременно претендуют два или большее количество заявителей. Эта ситуация не урегулирована с точки зрения законодательных норм.

Если решение положительно

Предположим, обращение увенчалось успехом. Что предстоит сделать в этом случае? Поскольку в результате проведения прирезки земли фактически речь идёт о новом участке, на него необходимо получить кадастровый паспорт и провести регистрацию в Госреестре прав собственности на объекты недвижимости.

Причём важно заметить, что заново проводить регистрацию нужно не только из-за того, что произошло изменение границ земельного участка, который был расширен, но и для того, от которого некоторая площадь была отрезана. Ведь последний также изменился и требует внесения изменений в Госреестр. Нужно провести уточнение границ такого земельного участка с уменьшением площади.

Причём оплатить такую работу придётся хозяину увеличенного участка.

В разных регионах страны оплата работы кадастрового инженера по постановке изменённого участка на кадастровый учёт может существенно различаться. В различных регионах страны цена может изменяться в пределах от 10000 до 30000 рублей за постановку на учёт одного участка. Фактически данные затраты являются дополнительной платой за возможность увеличения имеющегося у заявителя участка земли.

После того, как новый кадастровый паспорт будет получен, гражданину снова придётся обратиться в уполномоченный орган.

Там подписывается проект соглашения о перераспределении земель, направляемый заявителю, который обязан подписать его в тридцатидневный срок.

После того, как он поставит подпись на этом документе, оплату необходимо будет произвести в течение 30 календарных суток. При проведении оплаты не предусмотрены такие варианты, как оплата в рассрочку. Отсрочка платежа при этом также не применяется.

Есть ли выгода

Государство, продавая землю, получает дополнительные финансовые средства. Граждане получает возможность существенно увеличить площадь законно принадлежащей им земли.

Проведение прирезки выгодно обеим сторонам: владельцам участков и государству.

Также есть и другая косвенная выгода. Таким образом происходит увеличение площади земель, которые полноценно участвуют в экономической деятельности и за которые будут платиться налоги. В процессе переоформления документов на право собственности в какой-то степени произойдёт актуализация информации, которая содержится в государственном реестре собственности.

Источник: https://ZhiloePravo.com/kadastr/mezhevanie/utochnenie-granits.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.